Статьи

Как за­пи­сы­вать лек­ции: софт или «же­ле­зо»

За­прос на вы­со­ко­ка­че­ствен­ные видео-лек­ции сей­час выше, чем когда-либо, и это уже не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко уни­вер­си­тет­ской и школь­ной сре­дой. По­это­му по­го­во­рим о том, как тех­ни­че­ски ре­ша­ет­ся за­пись вы­со­ко­ка­че­ствен­ных лек­ций.

Как видно из на­зва­ния, ва­ри­ан­ты за­хва­та лек­ций можно раз­де­лить на две ка­те­го­рии: за­хват лек­ций на про­грамм­ном или ап­па­рат­ном уровне. То есть либо с по­мо­щью ком­пью­те­ра, с уста­нов­лен­ным на нём спе­ци­аль­ным про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем, либо с по­мо­щью спе­ци­аль­но­го от­дель­но­го устрой­ства.

За­пись лек­ций про­грамм­ным спо­со­бом

Под этим под­ра­зу­ме­ва­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние ва­ше­го ком­пью­те­ра, на ко­то­ром уста­нов­ле­на про­грам­ма, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ная для ре­ше­ния по­доб­ных задач (так на­зы­ва­е­мый скрин­ка­стер). Стан­дарт­ная про­грам­ма для за­пи­си лек­ций поз­во­ля­ет за­хва­ты­вать все, что про­ис­хо­дит на экране ва­ше­го ком­пью­те­ра, плюс звук с мик­ро­фо­на, а также видео с веб-ка­ме­ры.

В ре­зуль­та­те сеанс за­пи­си лек­ции вы­гля­дит при­мер­но сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

  1. Лек­тор под­го­тав­ли­ва­ет обо­ру­до­ва­ние для съем­ки: ком­пью­тер с про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем для за­хва­та, к ко­то­ро­му под­клю­че­ны веб-ка­ме­ра и мик­ро­фон (плюс, воз­мож­но, гра­фи­че­ский план­шет для ри­со­ва­ния на экране), хо­ро­ший свет и ней­траль­ный фон.
  2. Учеб­ные ма­те­ри­а­лы вы­во­дят­ся на экран ком­пью­те­ра. Это может быть пре­зен­та­ция в PowerPoint, ви­део­ро­ли­ки, веб-ссыл­ки в бра­у­зе­ре, изоб­ра­же­ния и т. д., а также окно с кар­тин­кой с веб-ка­ме­ры.
  3. Когда всё под­го­тов­ле­но, в про­грам­ме для за­хва­та на­жи­ма­ет­ся кноп­ка «за­пись» и на­чи­на­ет­ся соб­ствен­но лек­ция, в про­цес­се ко­то­рой автор ил­лю­стри­ру­ет свою речь под­го­тов­лен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми. При этом за­хва­ты­ва­ют­ся каж­дый кадр, дви­же­ние мыши и звук. Неко­то­рые лек­то­ры для более плав­ных пе­ре­хо­дов между слай­да­ми ис­поль­зу­ют не мышку, а кли­кер.
  4. За­кон­чив, лек­тор на­жи­ма­ет в про­грам­ме «стоп», и файл со­хра­ня­ет­ся. При необ­хо­ди­мо­сти он может затем от­ре­дак­ти­ро­вать видео: убрать неудач­ные мо­мен­ты или дубли, со­сты­ко­вать от­дель­ные части или, на­о­бо­рот, по­ре­зать их на более мел­кие куски, до­ба­вить за­го­лов­ки, титры и т. п.
  5. После ре­дак­ти­ро­ва­ния про­грам­ма экс­пор­ти­ру­ет фи­наль­ный ви­део­файл в какой-либо из рас­про­стра­нен­ных фор­ма­тов с за­дан­ным ка­че­ством, после чего он готов к рас­про­стра­не­нию.
При­ме­ры про­грамм для за­пи­си лек­ций


Су­ще­ству­ет до­ста­точ­но много про­грамм, пред­на­зна­чен­ных для за­пи­си лек­ций. Среди самых по­пу­ляр­ных – про­дук­ты ком­па­нии Techsmith: мно­гие ис­поль­зу­ют их про­грам­мы для за­хва­та Camtasia и Snagit, но у них также есть про­дукт Relay, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ный для пе­да­го­гов. Что от­ли­ча­ет Relay от боль­шин­ства дру­гих скрин­ка­сте­ров, так это то, что она яв­ля­ет­ся на­сто­я­щим ком­плекс­ным ре­ше­ни­ем для за­пи­си лек­ций, вклю­чая такие рас­ши­рен­ные функ­ции, на­при­мер, вик­то­ри­ны в видео, ана­ли­ти­ку обу­че­ния и т. д.

Также сле­ду­ет упо­мя­нуть такие про­грам­мы, как OpenCast, Brightspace Capture, Screen Grabber Pro.

Прак­ти­че­ски все спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные про­грам­мы для за­пи­си лек­ций яв­ля­ет­ся плат­ны­ми (цены ва­рьи­ру­ют­ся в до­ста­точ­но ши­ро­ком диа­па­зоне), од­на­ко можно найти и бес­плат­ные ре­ше­ния. Одним из при­ме­ров яв­ля­ет­ся OBS (Open Broadcast Software). Глав­ным недо­стат­ком этой про­грам­мы яв­ля­ет­ся от­сут­ствие воз­мож­но­сти пост-об­ра­бот­ки видео. В этом слу­чае ре­дак­ти­ро­ва­ние долж­но вы­пол­нять­ся от­дель­но.

Кому боль­ше под­хо­дит про­грамм­ный ва­ри­ант за­пи­си лек­ций?


За­пись лек­ций с по­мо­щью скрин­ка­сте­ров яв­ля­ет­ся оправ­дан­ным ре­ше­ни­ем для тех, кто за­ни­ма­ет­ся этим лишь время от вре­ме­ни. Этого также до­ста­точ­но для «ста­тич­ных» лек­ций, то есть, когда вы на­го­ва­ри­ва­е­те текст, сидя за ком­пью­те­ром, а ил­лю­стра­тив­ный ма­те­ри­ал со­сто­ит в ос­нов­ном из видео «го­во­ря­щей го­ло­вы» и пре­зен­та­ци­он­ных слай­дов. Для за­пи­си под­ка­стов это тоже более, чем до­ста­точ­но.

Од­на­ко если речь идёт о за­пи­си «клас­си­че­ской» лек­ции в клас­се, зале или ауди­то­рии, то это не самое луч­шее ре­ше­ние – веб-ка­ме­ра не спо­соб­на обес­пе­чить до­ста­точ­но де­таль­ное изоб­ра­же­ние, а про­вод­ной USB-мик­ро­фон будет ме­шать дви­гать­ся. Плюс необ­хо­ди­мость по­сто­ян­но под­хо­дить к ком­пью­те­ру для смены слай­дов (или необ­хо­ди­мость в от­дель­ном ас­си­стен­те, ко­то­рый будет этим за­ни­мать­ся).

«За»
  • Ми­ни­мум вло­же­ний в обо­ру­до­ва­ние и про­грамм­ное обес­пе­че­ние
  • Ши­ро­кие воз­мож­но­сти по ре­дак­ти­ро­ва­нию
  • Хо­ро­ший выбор для за­пи­си толь­ко аудио + экран ком­пью­те­ра
«Про­тив»
  • Не все­гда на­деж­но (воз­мож­ны сбои про­грамм­но­го обес­пе­че­ния)
  • Ми­ни­маль­ные воз­мож­но­сти из-за огра­ни­чен­но­сти ис­точ­ни­ков сиг­на­ла
  • Рас­хо­ды на ли­цен­зи­ро­ва­ние и под­держ­ку про­грамм­но­го обес­пе­че­ния

За­пись лек­ций с по­мо­щью спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния

А вот как это ра­бо­та­ет в слу­чае спе­ци­аль­ных устройств для за­пи­си:

  1. Вме­сто того, чтобы под­клю­чать все ис­точ­ни­ки сиг­на­ла к ком­пью­те­ру, они под­клю­ча­ют­ся к спе­ци­аль­но­му устрой­ству, на­при­мер, Pearl Mini. При этом ко­ли­че­ство и уро­вень этих ис­точ­ни­ков ра­зи­тель­но из­ме­ня­ет­ся: вме­сто веб-ка­ме­ры вы мо­же­те под­клю­чить вы­со­ко­ка­че­ствен­ные Full HD ви­део­ка­ме­ры, вклю­чая мо­де­ли с ди­стан­ци­он­но управ­ля­е­мым по­во­ро­том и зум­мом (PTZ ка­ме­ры), вме­сто про­вод­но­го USB-мик­ро­фо­на – вы­со­ко­ка­че­ствен­ный бес­про­вод­ной. А также но­ут­бук со слай­да­ми пре­зен­та­ции, скан-про­ек­тор и мно­гое дру­гое, на­при­мер, мик­ро­скоп. Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные устрой­ства за­хва­та спо­соб­ны ра­бо­тать с раз­лич­ны­ми ти­па­ми вхо­дя­ще­го сиг­на­ла, вклю­чая SDI, DVI, HDMI, USB, XLR и ана­ло­го­вое аудио.
  2. После под­клю­че­ния всех ис­точ­ни­ков, лек­тор так же на­жи­ма­ет кноп­ку «за­пись» либо на устрой­стве, либо через веб-ин­тер­фейс / мо­биль­ный ин­тер­фейс устрой­ства.
  3. Лек­тор при­сту­па­ет к из­ло­же­нию ма­те­ри­а­ла (при­чём это будет от­лич­но ра­бо­тать как в ауди­то­рии, так и в сту­дий­ных усло­ви­ях, вклю­чая до­маш­нюю сту­дию).
  4. За­кон­чив, лек­тор на­жи­ма­ет «стоп» опять либо на устрой­стве, либо через поль­зо­ва­тель­ский ин­тер­фейс. Файл со­хра­ня­ет­ся на встро­ен­ном на­ко­пи­те­ле устрой­ства или ав­то­ма­ти­че­ски за­гру­жа­ет­ся сразу в се­те­вое хра­ни­ли­ще или си­сте­му рас­про­стра­не­ния кон­тен­та (CDN), в за­ви­си­мо­сти от на­стро­ек.

Устрой­ство за­пи­си лек­ций, такое как Pearl Mini, кроме того поз­во­ля­ет лек­то­ру за­ра­нее со­зда­вать поль­зо­ва­тель­ские ма­ке­ты, а затем ком­би­ни­ро­вать и пе­ре­клю­чать­ся между ними непо­сред­ствен­но во время за­пи­си. Это озна­ча­ет, что после за­вер­ше­ния лек­тор может сразу иметь го­то­вый лек­ци­он­ный файл, не тре­бу­ю­щий ни­ка­кой по­сто­б­ра­бот­ки. И на­о­бо­рот, име­ет­ся воз­мож­ность за­пи­сать каж­дый ис­точ­ник в от­дель­ный канал, а затем све­сти их вме­сте в про­фес­си­о­наль­ном ви­део­ре­дак­то­ре. А глав­ным до­сто­ин­ством яв­ля­ет­ся то, что лек­тор может со­сре­до­то­чить­ся ис­клю­чи­тель­но на пред­став­ле­нии лек­ции, в то время как «ящик» сам вы­пол­ня­ет всю ра­бо­ту по за­хва­ту и за­пи­си.

Кому боль­ше под­хо­дит ап­па­рат­ный ва­ри­ант за­пи­си лек­ций?


По­доб­ное обо­ру­до­ва­ние для за­пи­си лек­ций боль­ше всего под­хо­дит для частой и ре­гу­ляр­ной за­пи­си в клас­сах или ауди­то­ри­ях. Ап­па­рат­ная за­пись лек­ций – это эф­фек­тив­ный и на­деж­ный спо­соб ра­бо­ты с боль­шим ко­ли­че­ством раз­лич­ных ис­точ­ни­ков. Во мно­гих шко­лах и уни­вер­си­те­тах уже есть по­сто­ян­но уста­нов­лен­ное в ауди­то­ри­ях обо­ру­до­ва­ние для за­пи­си лек­ций, по­это­му всё, что оста­ёт­ся лек­то­ру – это на­жать кноп­ку «за­пись» на спе­ци­аль­ной па­не­ли или веб-ин­тер­фей­се.

Слова «по­сто­ян­но уста­нов­лен­ное обо­ру­до­ва­ние» могут за­ста­вить неко­то­рых из вас по­ду­мать, что обо­ру­до­ва­ние для за­хва­та лек­ций яв­ля­ет­ся чем-то очень гро­мозд­ким и непо­движ­ным, встро­ен­ным раз и на­все­гда. На самом деле это не все­гда так. На­при­мер, такое устрой­ство, как Pearl Mini, до­ста­точ­но пор­та­тив­но и весит всего 1,7 кг, что де­ла­ет его хо­ро­шим вы­бо­ром как для ста­ци­о­нар­ной уста­нов­ки, так и для за­пи­си лек­ций «на ходу», в им­про­ви­зи­ро­ван­ных сту­ди­ях.

«За»
  • За­пись вы­со­ко­ка­че­ствен­но­го видео и аудио
  • Син­хро­ни­за­ция несколь­ких ис­точ­ни­ков, таких как ка­ме­ры до­ку­мен­тов, ка­ме­ры лек­ций или план­ше­ты
  • На­деж­ность
  • Не тре­бу­ет по­сто­б­ра­бот­ки
  • Про­сто­та ис­поль­зо­ва­ния: до­ста­точ­но один раз на­стро­ить.
«Про­тив»
  • Зна­чи­тель­ные на­чаль­ные вло­же­ния (но более низ­кие пе­ри­о­ди­че­ские сборы)

Ги­брид­ный ва­ри­ант: за­пись лек­ций с по­мо­щью про­грам­мы и об­лег­чён­но­го спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го устро­ис­тва од­но­вре­мен­но.

Пред­по­ло­жим, что сце­на­рий за­хва­та лек­ций с по­мо­щью ком­пью­те­ра и про­грам­мы-скрин­ка­сте­ра почти пол­но­стью со­от­вет­ству­ет вашим за­да­чам, за ис­клю­че­ни­ем того, что вы хо­те­ли бы вклю­чить в вашу лек­цию ис­точ­ник вы­со­ко­ка­че­ствен­но­го ви­део­сиг­на­ла: на­при­мер, ви­део­ка­ме­ру, до­ку­мент­ную ка­ме­ру или, воз­мож­но, даже мик­ро­скоп. Вы мо­же­те сде­лать это, ис­поль­зуя внеш­нюю карту за­хва­та, такую как AV.​io HD.

Под­клю­чи­те свой ис­точ­ник к карте за­хва­та, а саму карту к ком­пью­те­ру через ин­тер­фейс USB 3.0, а даль­ше всё про­ис­хо­дит точно так же, как и в пер­вом из опи­сан­ных ва­ри­ан­тов. Един­ствен­ным огра­ни­че­ни­ем здесь могут стать воз­мож­но­сти ва­ше­го ком­пью­те­ра. Если у него недо­ста­точ­но вы­чис­ли­тель­ной мощ­но­сти, то его может про­сто «не хва­тить» на об­ра­бот­ку HD ви­део­сиг­на­ла в ре­аль­ном вре­ме­ни.

В за­клю­че­ние

Мы на­де­ем­ся, что эта ста­тья по­мо­жет вам лучше по­нять плюсы и ми­ну­сы раз­ных спо­со­бов за­пи­си лек­ций. Под­во­дя итог: за­пись лек­ций с по­мо­щью ком­пью­те­ра и про­грам­мы-скрин­ка­сте­ра от­лич­но под­хо­дит для ин­ди­ви­ду­аль­ных со­зда­те­лей обу­ча­ю­ще­го кон­тен­та в до­маш­них усло­ви­ях, в то время как ап­па­рат­ный ва­ри­ант ори­ен­ти­ро­ван для за­пи­си лек­ций с несколь­ки­ми ис­точ­ни­ка­ми видео и аудио­сиг­на­ла вы­со­ко­го ка­че­ства для по­лу­че­ния на вы­хо­де про­дук­та про­фес­си­о­наль­но­го уров­ня.



Последние статьи

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы узнавать о новых статьях:
Ваше имя:*

Ваш e-mail:*
Все статьи

!-- -->