Аудио кабели, используемые в системе, могут оказать существенное влияние на качество звука во время прямой трансляции или записи. Любой кабель может добавить помехи и искажения, а это означает, что для каждой задачи важно использовать правильный. Аудио кабели делятся на два основных типа – несбалансированные и сбалансированные. Для понимания того, какие кабели когда использовать, требуются некоторые базовые знания, поэтому давайте попробуем в этом разобраться.
Сами кабели состоят из двух проводов внутри пластиковой изоляции – сигнального провода и провода заземления. Через сигнальный провод в центре кабеля передаётся собственно аудиосигнал, в то время как окружающий провод заземления экранирует основной сигнальный провод от внешних помех, создаваемых имеющимися вокруг электрическими приборами и устройствами – от обычных лампочек до телевизоров, радиоприёмников, трансформаторов и так далее.
Кабель называют «несбалансированным», когда он получает аудиосигнал от используемого вами оборудования (например, инструмента, микрофона или иного источника) и передаёт его в микшер или другое устройство захвата/приёма напрямую, без каких-либо преобразований и манипуляций. Чем проще – тем надёжней! Да и сам сигнал остаётся нетронутым, «тёплым и ламповым». Но это также означает, что этот аудиосигнал гораздо проще исказить внешней помехой.
В несбалансированных кабелях обычно используются разъёмы одного из двух типов:
Стандарта TS (Tip-Sleeve) диаметром ¼ дюйма. Такими, например, обычно подключают электрогитары к усилителю.
Стандарта RCA – пара из красного и белого разъёмов, знакомых нам по аудио колонкам и старым стереосистемам.
Сбалансированные кабели внутри изоляции имеют уже три провода – два сигнальных и провод заземления. Оба сигнальные провода пропускают идентичные аудиосигналы, в то время как окружающий провод заземления работает так же, как и в несбалансированном кабеле, экранируя сигнальные провода от внешних электрических помех. Разница заключается в том, что на оборудовании, отправляющем и получающем сигналы, имеется конвертер, который отправляет сигнал на каждый из двух проводов немного по-разному.
Когда оборудование посылает два сигнала, оно выводит их «из фазы». Сигналы идентичны, но один из них «отзеркален». Когда сигналы поступают в приёмное оборудование, оно «разворачивает» отзеркаленный сигнал его в исходную форму. Совпадающие сигналы «складываются» и в таком виде передаются в микшер. Однако любое возникающее искажение повлияет на оба сигнала по-разному, поэтому, когда они будут в конце перевёрнуты и сложены, то искажение окажется «не в фазе» и погаснет.
В общем, достаточно знать, что сбалансированные кабели уменьшают искажения звука, но делают это за счёт значительного усложнения процесса передачи, а значит и необходимого оборудования.
Сбалансированные кабели также имеют два основных типа разъёмов:
Стандарт TRS (Tip-Ring-Sleeve), используемый, например, в разъёмах для наушников.
Стандарт XLR, который вы часто встретите, например, на профессиональных микрофонах.
Теперь, примерно представляя, как это работает, давайте обсудим, когда и где стоит использовать эти типы аудио кабелей.
Самым большим недостатком несбалансированного кабеля является слабая защита от искажений. Провод заземления, предназначенный для экранирования несбалансированного кабеля, при большой длине кабеля может фактически превратиться в «антенну», наоборот усиливающую внешние электрические помехи. Никочастотный электрический «шум» ближайшего телевизора или аудиосистемы может быть уловлен кабелем, и добавлен к проходящему по нему аудиосигналу. Как правило, этот эффект начинает играть заметную роль только в случае кабелей длиной более 7 метров.
Со сбалансированным кабелем вы не получите таких же искажений, поэтому они могут быть намного длиннее без ущерба для качества звучания. Тем не менее, когда длина кабеля составляет менее 3 метров, несбалансированные кабели на самом деле имеют более сильный сигнал, чем сбалансированные. Это связано с тем, что при такой длине искажение маловероятно, а простота несбалансированных кабелей может творить чудеса, когда нет потенциального искажения. Даже в профессиональных студиях звукозаписи в случае длины кабеля от одного до трёх метров обычно используют именно несбалансированные.
Итак, кроме этого обстоятельства, зачем покупать несбалансированный кабель? По правде говоря, основным преимуществом несбалансированного кабеля перед сбалансированным является стоимость. Несбалансированные кабели, в зависимости от их качества, могут составлять от 30% до 60% стоимости их сбалансированных аналогов. Дополнительная безопасность сбалансированного кабеля обходится дорого, и даже после совершения покупки вам все равно нужно соединить кабели со сбалансированным «смешивающим» оборудованием, которое также может быть более дорогим.
Если вы хотите сэкономить деньги, то несбалансированный кабель может быть выгодной покупкой. Особенно если вы планируете подключать через них источники, выдающие мощный сигнал – например, электрогитару или клавишные. Этот сигнал слишком сильный, чтобы на его фоне стали заметны даже уловленные кабелем внешние электрические помехи. Однако это не работает в случае источников сравнительно слабого сигнала, и в первую очередь – в случае микрофонов.
Помимо этих исключений, сбалансированные кабели обладают серьёзными преимуществами по сравнению с несбалансированными. Они имеют лучшее отношение сигнал/шум и почти не ловят внешние электрические помехи. Сбалансированный сигнал может значительно превосходить несбалансированный по качеству, поэтому все оборудование для захвата, потоковой передачи и записи компании «Эпифан», такое как Pearl-2 и Pearl-Mini (наши ведущие универсальные устройства для потоковой передачи, записи и микширования в реальном времени), разработано в соответствии с профессиональными стандартами, позволяющими пользователям получить наилучшее качества звука (и видео).
Различия между сбалансированными и несбалансированными кабелями достаточно тонки, а для практического использования достаточно знать следующее: если вы используете очень короткие (1-3 метра) несбалансированные кабели или пусть и более длинный кабель, но подключённый к мощному несбалансированному устройству, такому как, например, электрогитара, то никакой разницы со сбалансированным вы не услышите.
Но бывают случаи, когда просто необходимо потратить дополнительные деньги на сбалансированный кабель и соответствующую аппаратуру приёма сигнала. В первую очередь это касается таких задач, как подключение удалённого микрофона или работы в зонах с высоким уровнем электрических помех. Здесь правильный выбор сбалансированного кабеля будет иметь огромное значение.
Знание того, когда следует использовать несбалансированные кабели, а когда лучше применить сбалансированные, может очень помочь при подготовке к прямой трансляции и записи, особенно в случае «живого» мероприятия.