У вас есть отличный живой контент, способный удовлетворить аппетиты вашей аудитории, и все, что осталось сделать, это выбрать место для его трансляции в прямом эфире. Нужно ли обязательно использовать таких монстров среди социальных сетей, как YouTube или Facebook Live, или следует рассмотреть и более продвинутые и, возможно, даже платные варианты? Выбор среди живых потоковых платформ поначалу может показаться сложным: имеется много вариантов, а критерии для правильного выбора часто неясны. Однако, как только вы выясните, какие функции вам нужны, а какие нет – выбор правильной платформы потокового воспроизведения становится намного проще.
Понятно, что все потоковые платформы способны транслировать видео в реальном времени во всемирную паутину, но не всегда очевидно, что еще входит в сервис. Какие функции следует ожидать от стандартной платформы потокового воспроизведения? Наличие каких из этих функций для вас критично? Какие функции могут быть полезны для вас как клиента?
Большинство из этих функций по умолчанию имеются как в бесплатных, так и в платных платформах для трансляций в реальном времени. Но всегда не помешает проверить их наличие. Итак:
Все прямые трансляции автоматически записываются и загружаются в медиа-библиотеку, где пользователь может их найти и посмотреть в записи.
На сегодняшний день большинство потоковых платформ используют более универсальный плеер на базе HTML-5. Ранее популярный Flash-плеер медленно исчезает. Вообще говоря, большинство платформ для трансляций в реальном времени обеспечивают работу на всех устройствах на всех платформах, поддерживая самые современные видеоконтейнеры и кодеки.
Как правило, ожидается наличие статистики по количеству зрителей, показов и основных взаимодействиям (лайки, комментарии и т. д.)
Возможность чата в режиме реального времени и комментирования при просмотре записей так же доступна на большинстве потоковых платформ.
Практически все службы могут принимать потоки от сторонних кодеров (RTMP URL + поток). Некоторые могут даже иметь интеграцию с конкретными кодировщиками для упрощённого соединения.
Для получения доступа к этим функциям вам, как правило, придётся воспользоваться одной из платных платформ прямой трансляции. Они смогут помочь лучше управлять вашим проектом и разработать индивидуально настроенный комплекс решений.
Хотя есть много способов зарабатывать деньги в прямом эфире с помощью бесплатных платформ прямой трансляции, но бывают и дополнительные возможности монетизации. Мы говорим о возможности:
Вы создаёте списки воспроизведения или пакеты с ограниченным доступом. Это отлично подходит для создателей премиум-контента или тех, кто планирует продавать видеоуроки.
Возможность полностью контролировать рекламу. Вы сможете внедрять рекламные объявления как на уровне сервера, так и на уровне плейера (Server-Side Ad Insertion, SSAI) для показа как собственных объявлений, так и для или вставки сторонней рекламы во время ваших трансляций. Вы получаете полный контроль над содержанием рекламы и, например, никогда не увидите рекламы конкурентов на вашем контенте.
Монетизация с использованием служб платной подписки на видиоконтент (например, трансляция через Roku, Apple TV, Chromecast и т. п.)
Плейер типа «белый лист» позволяет вам добавить в панель или окно проигрывателя собственный логотип, а также настроить его дизайн: изменить цвета, добавить или удалить функциональные кнопки и .т д. Логотип же самой потоковой платформы при этом отображаться не будет.
Вы сможете внедрить окно с вашей прямой трансляцией прямо на свой вебсайт.
Мультиплатформенная трансляция на один или сразу нескольким каналов в социальных сетях (в дополнение к вашему основному потоку). Например, Vimeo Live имеет функцию, которая может одновременно транслировать ваше живое видео в 4 разных социальных сети.
Вы получаете статистику в реальном времени, суммарную по окончании, плюс графики вовлеченности и продолжительности, а также возможность интеграции с Google Analytics. Идеальный вариант для анализа того, кто смотрел ваш поток, где и почему.
Защита паролем ваших потоков, определение списка разрешённых доменов и стран, а также настройка безопасных потоков для внутренних корпоративных сообщений.
Управление цифровыми правами (пресловутое DRM) имеет решающее значение для контента премиум-класса. Например, такая свободная потоковая платформа как YouTube имеет обыкновение прерывать трансляции или удалять записи даже в тех случаях, когда фоном случайно прозвучит музыкальное произведение, защищённое авторским правом. Вы вряд ли захотите, чтобы подобное произошло во время вашей эксклюзивной трансляции какого-либо важного события.
В конечном счёте, платные потоковые платформы обеспечивают больший контроль над процессом. Платные предлагают гораздо больше возможностей и становятся незаменимы при организации трансляций масштабных живых событий. С другой стороны, бесплатные платформы обеспечивают вполне достаточный набор функций (особенно для ваших уже имеющихся подписчиков) и позволяют организовать достаточно качественные живые трансляции без каких-либо дополнительных затрат.
В первую очередь мы говорим о социальных медиа, позволяющих вести вещание в реальном времени. В настоящее время на первом месте конечно же YouTube и Facebook Live, а следом за ними идут Periscope и Twitch, занимающие свои специализированные ниши.
Существует множество платных платформ потокового вещания, и часто трудно понять различия между ними, потому как эти платформы непрерывно конкурируют и поэтому вынуждены поддерживать набор функций не хуже, чем у соперников. Однако, если одни позиционируют себя как «универсальные» профессиональные решения для живых трансляций (DaCast, Vimeo Live), то другие более определяют свою специализацию более чётко:
Эти сервисы находятся где-то на грани между социальными сетями и платформами для потокового вещания. Они решения, идеально заточенные под конкретные задачи и конкретную аудиторию. Хорошими примерами этого являются спортивные потоковые платформы (например, сеть NFHS), или Twitch, предназначенный для живых трансляций компьютерных игр. Помимо бесплатных сервисов, эти платформы предлагают платные трансляции в реальном времени с отличными возможностями монетизации для создателей контента.
Некоторые потоковые сервисы фактически являются частью более широкой сети доставки контента (CDN). Это уже не просто автономная платформа для потоковой передачи видео, но решение для управления облачным видео, где возможность потоковой трансляцией живого видео является лишь одной из их многочисленных функций. Выбор CDN для прямой трансляции имеет смысл для предприятий с внутренними коммуникационными потребностями и крупными событиями, а также для средств массовой информации, которые ежедневно обрабатывают большие объёмы видео. В качестве примера тут можно привести сервисы Wowza, Brightcove, Kaltura.
Эти платформы в первую очередь сосредоточены на том, чтобы сделать потоковое вещание возможным для других сервисов, устройств, приложений и платформ. В основном, они предлагают отличные инструменты для разработчиков, которые делают потоковое вещание частью вашего продукта или услуги. Это, например, Bitmovin и JWplayer.
Сервисы для прямых трансляций предлагают большой диапазон ценовых решений. Некоторые предлагают подход с оплатой по мере необходимости, в то время как другие предлагают более типичную модель подписки. На определение цены влияет следующее:
Как часто вы будете собираетесь выходить в эфир? Одна большая трансляция в год, или каждую неделю? Плата за целый год авансом, как правило, дешевле, чем оплата ежемесячно, но возможна и оплата за каждый отдельный сеанс трансляции.
Какую аудиторию вы ожидаете? Сколько одновременных зрителей для каждого события? Сколько зрителей придётся на каждый час вашей трансляции? На потоковых платформах, таких как DaCast и StreamShark, есть отличные калькуляторы, которые помогут вам выбрать наиболее подходящий план.
Некоторые платформы предоставляют перекодирование в облаке, как часть сервиса, в то время как другие взимают за это дополнительную плату.
Для многих живых потоковых платформ отличная поддержка клиентов – это важная часть их стоимости (прямое потоковое вещание может стать довольно сложным!). Дешёвые тарифные планы обеспечивают поддержку лишь по электронной почте, в то время как более дорогие – предлагают круглосуточную поддержку по телефону, а иногда даже выделяют специального менеджера на время важной трансляции.
Когда вы выбираете платформу для потокового вещания, не забудьте понять, какая из перечисленных функций вам действительно нужна, а без какой вы можете прекрасно обойтись. Будьте особенно внимательны при планировании трансляций каких-либо крупных, важных или эксклюзивных событий, обязательно заранее прикиньте как минимум два ключевых показателя сколько зрителей может собрать данная трансляция, а также сколько времени она будет продолжаться. Это позволит вам, как минимум, выбрать сервис, на котором эта трансляция как минимум не сорвётся из-за ограничений данной платформы.
Если вы не знаете этих цифр, то можете либо проанализировать статистику по похожим трансляциям, либо сами поэкспериментировать на бесплатных платформах. Даже базовая аналитика, которая предоставляется сейчас большинством этих платформ, поможет вам лучше понять процесс, а затем выбрать наиболее подходящее под ваши задачи решение.